Теперь в сети Бесценное многотомное издание "Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева" размещено для общедоступного чтения.
Издание содержит подробные описания быта, нравов, обрядов, обычаев, праздников, свадеб, похорон, опубликовано множество причетов, песен, собранных целым рядом корреспондентов.
Вологодская губерния: https://www.prlib.ru/item/362992, https://www.prlib.ru/item/362993, https://www.prlib.ru/item/362994, https://www.prlib.ru/item/362995
Калужская губерния: https://www.prlib.ru/item/362990
Костромская и Тверская https://www.prlib.ru/item/362987
Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и
Тульская губернии: https://www.prlib.ru/item/362996
Нижегородская губерния: https://www.prlib.ru/item/362991
Новгородская губерния: https://www.prlib.ru/item/362997, https://www.prlib.ru/item/362998, https://www.prlib.ru/item/362999, https://www.prlib.ru/item/363000
Ярославская губерния: https://www.prlib.ru/item/362989
Князь Вячеслав Николаевич Те́нишев (1844 (по др. данным 2 февраля 1843), Варшава — 25 апреля 1903, Париж) — русский этнограф, археолог и социолог, присяжный поверенный, основатель Те́нишевского реального училища в Санкт-Петербурге. Представитель княжеского рода Тенишевых, сын Сандомирского губернатора генерал-майора князя Николая Ивановича Тенишева.
"Этнографическое бюро" было создано русским фабрикантом и меценатом князем В.Н. Тенишевым ( 1843-1903) в 1897 году в Санкт-Петербурге и активно работало до 1901 г. Это было предприятие, основной целью которого была организация и проведение массового сбор сведений о русском крестьянстве по специальной программе. Она называлась "Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России, составленная князем В.Н. Тенишевым".
Что такое "Этнографическое бюро" кн. В.Н. Тенишева
Создавая "Этнографическое бюро", В.Н. Тенишев ставил перед собой как идеологические, так и научные задачи. Он прекрасно понимал ситуацию, сложившуюся в Российской империи на рубеже ХIХ-ХХвв.- революционные настроения рабочих, недовольство крестьян ходом земельной реформы, нарастающий радикализм русской интеллигенции - и опасался, что ее развитие может привести к разрушению экономической и политической стабильности существующего строя. В.Н Тенишев пришел к выводу, что сохранить стабильность общества можно только научившись хорошо управлять людьми, еставляющими, и особенно самым многочисленным народом империи - великорусами. Для этого, считал он, нужно хорошо знать мировоззрение "управляемых", их поведение, вкусы, привычки и потребности. По его мнению, выяснить все это можно было только в результате массового опроса русского населения страны, особенно ее центральных районов, где находились основные промышленные предприятия и где крестьянство пополняло ряды рабочих. В тоже время, организуя "Этнографическое бюро" В.Н. Тенишев, будучи высокообразованным человеком, понимал, что собранный в нем материал станет прекрасной научной базой для этнографии, которую он рассматривал как науку, позволяющую изучать современное состояние общества и решать прикладные задачи. Это была совершенно новая точка зрения на этнографию, считавшуюся в то время наукой сугубо исторической, изучавшей старину и пережитки старины в современном обществе.
Деятельность "Этнографического бюро" была хорошо организована и поставлена на коммерческую основу. Владельцем и главным научным руководителем всего предприятия был сам В.Н. Тенишев. Конкретной организационной работой занимался заведующий бюро, должность которого в разное время занимали этнографы А.А. Чарушин и С.В. Максимов. В бюро имелись штатные и внештатные сотрудники. Первые жили в Петербурге, ежедневно приходили на работу в бюро и были квалифицированными специалистами в области этнографии. В их число кроме А.А, Чарушина и С.В. Максимова, входил знаток народной медицины Г. Попов, этнограф П. Кашинский и др. Внештатные сотрудники, так называемые корреспонденты, - это люди, заключившие с "Этнографическим бюро" договор на выполнение работ по сбору этнографических сведений в той местности, в которой они жили. Это были учителя, священнослужители, семинаристы, студенты и небольшое количество образованных крестьян - всего 350 человек из 23 губерний Европейской России.
Штатные сотрудники занимались подбором корреспондентов на местах, рассылая через епархиальные и народные училища, местные статистические комитеты и по другим каналам составленную В.Н. Тенишевым "Программу", руководили работой с корреспондентами, принимали рукописи, оценивали их содержательную сторону, проводили первичную обработку и систематизацию присланного материала, редактировали тексты, передавали их на перепечатку. Внештатные сотрудники, согласившись на работу с бюро, обязаны были выполнять ряд требований, которые были изложены в письмах-инструкциях, высылавшихся вместе с программой.
Деятельность корреспондентов строго контролировалась: опросы они должны были проводить только в рамках программы, все подаваемые в бюро материалы должны были иметь название главы программы и номер освещаемого вопроса. Ответы на вопросы должны были быть точными, являться фактами, а не общими рассуждениями о жизни крестьян. От корреспондентов требовалась абсолютная достоверность информации, считавшаяся главным условием успешности выполнения программы. . По мнению В.Н. Тенишева, человек, согласившийся на сотрудничество с "Этнографическим бюро" должен был "поставить себя в положение достоверного свидетеля о виденном и слышанном в народном быту". Корреспонденты, отвечая на вопросы программы, должны были излагать свои непосредственные наблюдения за жизнью народа, записывать возможно более точно рассказы крестьян, их отзывы на события, происходящие в той местности, где они живут, раскрывать отношение крестьян к тем или иным явлениям действительности. Полученную информацию автор должен был, по возможности, подкрепить различного рода документами: копиями трудовых и брачных договоров, расписками крестьян, копиями судебных решений, подробными списками приданого и т.п. При этом корреспондент должен был стремиться к тому, чтобы отзыв о событии был получен в атмосфере непринужденного разговора с крестьянами.
Работа корреспондентов хорошо оплачивалась. Стоимость рукописи зависела от качества информации и точного соблюдения всех правил оформления. Гонорары за оригинальные рукописи составляли от 15 до 30 рублей за текст, включавший в себя 35000 букв, за копии с документов от 5 до 10 рублей с печатного листа. Деньги высылались автору немедленно по одобрению присланного материала. Содержание "Этнографического бюро" обошлось его владельцу в 200 000 рублей - сумма довольно крупная для рубежа Х1Х-ХХ вв. Такая коммерческая форма организации труда являлась новшеством для русской этнографической науки, хотя сама работа с корреспондентами была довольно хорошо известна в России Х1Х века. Еще в 1848 -1853ых годах ее проводило Этнографическое отделение Императорского Русского Географического общества(ИРГО) собирая сведения о "простом сельском народе" по программе, составленной под руководством Н.И .Надеждина. В последующие годы сбор информации по специальным программам ( народный быт, народный костюм, народные обряды, обычное право, народные юридические обычаи, экономическое положение крестьянства и т.п.) проводился различными научными обществами и учреждениями: Императорским Обществом любителей естествознания, антропологии, этнографии при Московском императорском университете (ИОЛЕАЭ), Вольным Экономическим обществом (ВЭО), различными комиссиями и отделениями ИРГО, губернскими и уездными комитетами, музеями. Однако вся эта деятельность строилась на энтузиазме отдельных людей, не получавших никакого денежного вознаграждения, или на работе чиновников различных учреждений, для которых она была лишь дополнительной служебной нагрузкой. Соответственно инициаторы проведения сбора информации не могли предъявлять к своим корреспондентам больших требований как по содержанию работы, и по ее оформлению, что сказывалось на качестве и количестве поступавших рукописей." *
* Источник: http://ethnomuseum.ru/chto-takoe-etnograficheskoe-byuro-kn-vn-tenisheva